Иван Никитович Кожедуб
Иван Никитович Кожедуб |
|
![]() |
|
Дата рождения: |
8 июня 1920 |
Место рождения: |
Село Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, Украинская ССР |
Дата смерти: |
8 августа 1991 |
Место смерти: |
Москва, СССР |
Страна: |
![]() СССР |
Род войск: |
Авиация (военно-воздушные силы) РККА, истребительная авиация ВВС ВС СССР |
Годы службы: |
1940—1991 |
Звание: |
Маршал авиации ВВС СССР |
Часть: |
240 иап, 176 Гв. иап |
Сражения / войны: |
Великая Отечественная война:
1 - Курская битва
2 - Битва за Берлин
|
В отставке: |
Писатель Депутат Верховного совета СССР Народный депутат СССР |
Награды: |
![]() |
Иван Никитович Кожедуб (укр. Іван Микитович Кожедуб; 8 июня 1920, село Ображиевка, Глуховского уезда Черниговской губернии, Украинская ССР — 8 августа 1991, Москва) — советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).
Псевдоним во время боевых действий в Корее — Крылов.
Биография
Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне — Шосткинского района Сумской области) Украинской ССР в семье крестьянина — церковного старосты. Принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.
В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.
Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. С 1940 — в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, в которой начал службу в должности инструктора.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Среднюю Азию, г. Чимкент. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним — его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитт-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то, что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и летчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилии свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. 6 июля 1943 года на Курской дуге во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт — бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.
С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262. Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200—300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
В лётной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.
И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. Он же считается первым в мире летчиком-истребителем, сумевшим сбить немецкий реактивный истребитель Ме-262.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 — Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324 иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).
В 1964—1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР II—V созывов, народным депутатом СССР.
Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Список воздушных побед
В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — PZL P.24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.
№ п/п |
Дата победы |
Тип самолёта |
Место победы |
1 |
06.07.1943 |
Ju 87 |
зап. Завидовка |
2 |
07.07.1943 |
Ju 87 |
ст. Гостищево |
3 |
09.07.1943 |
Bf 109 |
Красная Поляна |
4 |
09.07.1943 |
Bf 109 |
вост. Покровка |
5 |
09.08.1943 |
Bf 109 |
Прелестный |
6 |
14.08.1943 |
Bf 109 |
Искровка |
7 |
14.08.1943 |
Bf 109 |
Коломна |
8 |
16.08.1943 |
Ju 87 |
Рогань |
9 |
22.08.1943 |
Fw 190 |
Люботин |
10 |
09.09.1943 |
Bf 109 |
сев. Искровка |
11 |
30.09.1943 |
Ju 87 |
юго-зап. Бородаевка |
12 |
01.10.1943 |
Ju 87 |
зап. Бородаевка |
13 |
01.10.1943 |
Ju 87 |
зап. Бородаевка |
14 |
02.10.1943 |
Bf 109 |
Плоское |
15 |
02.10.1943 |
Ju 87 |
Петровка |
16 |
02.10.1943 |
Ju 87 |
юго-зап. Андреевка |
17 |
02.10.1943 |
Ju 87 |
юго-зап. Андреевка |
18 |
04.10.1943 |
Bf 109 |
сев.-зап. Бородаевка |
19 |
05.10.1943 |
Bf 109 |
юго-зап. Красный Кут |
20 |
05.10.1943 |
Bf 109 |
зап. Куцеваловка |
21 |
06.10.1943 |
Bf 109 |
Бородаевка |
22 |
10.10.1943 |
Bf 109 |
Днепрово-Каменка |
23 |
12.10.1943 |
Ju 87 |
сев. Плоское |
24 |
12.10.1943 |
Bf 109 |
юж. Петровка |
25 |
12.10.1943 |
Ju 87 |
юж. Домоткань |
26 |
29.10.1943 |
Ju 87 |
Кривой Рог |
27 |
29.10.1943 |
He 111 |
зап. Будовка |
28 |
16.01.1944 |
Bf 109 |
Ново-Злынка |
29 |
30.01.1944 |
Bf 109 |
вост. Нечаевка |
30 |
30.01.1944 |
Ju 87 |
зап. Липовка |
31 |
14.03.1944 |
Ju 87 |
Осиевка |
32 |
21.03.1944 |
Ju 87 |
Лебедин — Шпола |
33 |
11.04.1944 |
PZL P.24 |
Сырка |
34 |
19.04.1944 |
He 111 |
сев. Яссы |
35 |
28.04.1944 |
Ju 87 |
юго-вост. Вултуру |
36 |
29.04.1944 |
Hs 129 |
Хорлешти |
37 |
29.04.1944 |
Hs 129 |
Хорлешти |
38 |
03.05.1944 |
Ju 87 |
Тыргу Фрумос — Думбрэвица |
39 |
31.05.1944 |
Fw 190 |
вост. Вултуру |
40 |
01.06.1944 |
Ju 87 |
Чужа Вода |
41 |
02.06.1944 |
Hs 129 |
зап. Стынка |
42 |
03.06.1944 |
Fw 190 |
Редиу-Улуй — Тэтэр |
43 |
03.06.1944 |
Fw 190 |
Редиу-Улуй — Тэтэр |
44 |
03.06.1944 |
Fw 190 |
сев.-зап. Яссы |
45 |
07.06.1944 |
Bf 109 |
Пырлица |
46 |
08.06.1944 |
Bf 109 |
Кырпицы |
47 |
22.09.1944 |
Fw 190 |
сев.-зап. Стренчи |
48 |
22.09.1944 |
Fw 190 |
юго-зап. Рамниеки — Даксты |
49 |
25.09.1944 |
Fw 190 |
сев.-зап. Валмиера |
50 |
16.01.1945 |
Fw 190 |
юж. Студзяна |
51 |
10.02.1945 |
Fw 190 |
сев.-зап. окр. аэродром Морин |
52 |
12.02.1945 |
Fw 190 |
зап. Кинитц |
53 |
12.02.1945 |
Fw 190 |
зап. Кинитц |
54 |
12.02.1945 |
Fw 190 |
оз. Китцер-Зее |
55 |
17.02.1945 |
Me 262 |
вост. Альт-Фридлянд |
56 |
19.02.1945 |
Bf 109 |
сев. Фюрстенфельде |
57 |
11.03.1945 |
Fw 190 |
сев. Брюнхен |
58 |
18.03.1945 |
Fw 190 |
сев. Кюстрин |
59 |
18.03.1945 |
Fw 190 |
сев.-зап. Кюстрин |
60 |
22.03.1945 |
Fw 190 |
сев. Зеелов |
61 |
22.03.1945 |
Fw 190 |
вост. Гузов |
62 |
23.03.1945 |
Fw 190 |
ст. Вербиг |
63 |
17.04.1945 |
Fw 190 |
Врицен |
64 |
17.04.1945 |
Fw 190 |
Кинитц |
В конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.
Награды

- Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3)
- Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944; 21.02.1978)
- Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483)
- Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500)
- Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985)
- Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955)
- Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990)
- Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975)
- Кавалер ордена Боевого Красного знамени МНР
- Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы и др.
Память
Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка. Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино. Также именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на Юго-Востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба).
Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш. ХВУ, ХИЛ), а также Шосткинский химико-технологический колледж. 8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в Парке Славы, в Киеве. 8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба. 12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.
О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».
Библиография
- Кожедуб И. Три сражения. — М.: Воениздат НКО СССР, 1945. — 40 с.
- Служу Родине. — М. — Л.: Детгиз, 1949.
- Праздник Победы. — М., 1963.
- И. Н. Кожедуб Верность отчизне. — М.: Детская литература,, 1969, 1975. — 430 с. — 100000 экз.
- Друзья-однополчане. — М., Детская литература, 1975.
- Иван Кожедуб Верность отчизне. Ищущий боя. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 608 с. — (Сталинские соколы). — 5000 экз. — ISBN 5-699-14931-7
- И. Н. Кожедуб Неизвестный Кожедуб. Служу Родине. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 368 с. — (Величайшие советские асы). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-34385-0
Памятник Ивану Кожедубу в Киеве http://kiev-foto.info/index.php/ru/pecherskij/1295-pamyatnik-kozhedubu-ivanu-nikitovichu
Max
11 февраля 2015