Леонид Николаевич Андреев
Леонид Николаевич Андреев |
|
Дата рождения: |
9 (21) августа 1871 |
Место рождения: |
Орёл |
Дата смерти: |
12 сентября 1919(1919-09-12) (48 лет) |
Место смерти: |
Нейвола, Финляндия |
Гражданство: |
Российская империя |
Род деятельности: |
Писатель |
Направление: |
Экспрессионизм |
Язык произведений: |
Русский |
Леонид Николаевич Андреев (9 (21) августа 1871, Орёл, Российская империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.
Биография
Детство
Родился в Орле в обеспеченной семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847—1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (Пацковской) — дочери разорившегося польского помещика. Ещё с детства проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882—1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.
Юность
Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.
Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца, материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на Юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».
В 1894 г., после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.
В 1897 успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 г. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газете «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch». В 1898 г. в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Первая русская революция и довоенные годы
Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 г. его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь».
В 1902 Андреев женится на А. М. Велигорской — внучатой племяннице Тараса Шевченко. В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.
В 1905 г. приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.
В 1906 г. писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). От родов умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря). Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького. После начала реакции в 1907 г. Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
В 1908 г. Андреев переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.
С 1909 г. активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».
Первая мировая война, революция 1917 г. и смерть писателя
Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:
«Победить Германию необходимо — это вопрос жизни и смерти не только для России — величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. <…> Разгром Германии будет разгромом всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций». |
Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».
После Февральской революции 1917 г. входил в редакционный совет реакционной газеты «Русская воля».
Октябрьскую революцию не принял и не понял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).
12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца. Был похоронен в Мариоках. В 1956 г. перезахоронен в Ленинграде на Волковом кладбище.
В 1991 г. в Орле, на родине писателя, открылся дом-музей Леонида Андреева.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
- 1907−1908 годы — доходный дом К. Х. Гельдаля — Каменноостровский проспект, 13;
- 1914−1917 годы — доходный дом К. И. Розенштейна — Большой проспект, 75.
Творчество, основные идеи
Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
Произведения
Рассказы
- 1898 — «Баргамот и Гараська»
- 1898 — «Из жизни штабс-капитана Каблукова»
- 1898 — «Защита»
- 1898 — «Алёша-дурачок»
- 1899 — «Ангелочек»
- 1899 — «Друг»
- 1899 — «Большой шлем»
- 1899 — «У окна»
- 1899 — «Петька на даче»
- 1899 — «Мельком»
- 1900 — «В тёмную даль»
- 1901 — «Бездна»
- 1900 — «Молчание»
- 1901 — «Кусака»
- 1901 — «Случай»
- 1901 — «Стена»
- 1902 — «В тумане»
- 1902 — «Город»
- 1902 — «Предстояла кража»
- 1902 — «Мысль»
- 1904 — «Красный смех»
- 1904 — «Нет прощения»
- 1905 — «Губернатор»
- 1905 — «Христиане»
- 1905 — «Марсельеза»
- 1906 — «Так было»
- 1907 — «Из рассказа, который никогда не будет окончен»
- 1907 — «Тьма»
- 1908 — «Иван Иванович»
- 1909 — «Рассказ о семи повешенных»
- 1910 — «Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы»
- 1911 — «Правила добра»
- 1913 — «Земля»
- 1913 — «Он (Рассказ неизвестного)»
- 1913 — «Полёт»
- 1914 — «Герман и Маргарита»
- 1915 — «Ослы»
- 1916 — «Два письма»
- 1916 — «Жертва»
Пьесы
- 1906 — «К звёздам»
- 1907 — «Жизнь человека»
- 1907 — «Савва»
- 1908 — «Царь Голод»
- 1909 — «Анатэма»
- 1909 — «Дни нашей жизни»
- 1910 — «Анфиса»
- 1910 — «Gaudeamus»
- «Катерина Ивановна»
- «Мысль»
- «Тот, кто получает пощёчины»
Романы и повести
- 1903 — «Жизнь Василия Фивейского»
- 1905 — «Губернатор»
- 1907 — «Иуда Искариот и другие»
- 1911 — «Сашка Жегулёв»
- 1916 — «Иго войны»
- 1919 — «Дневник Сатаны» (не окончен)
Экранизации произведений
- 1916 — Тот, кто получает пощечины (Российская Империя)
- 1924 — Тот, кто получает пощечины (США)
- 1987 — Христиане
- 1990 — Очищение
- 1991 — Ночь грешников (по рассказу «Тьма») (тж. под названием «Высшая истина бомбиста Алексея»)
- 2009 — Бездна (Россия)