Василий Иванович Баженов

Василий Иванович Баженов

Архитектор В.И. Баженов. Фрагмент семейного портрета. 1770-е гг. Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева

Годы жизни

Рождение:

1 (12) марта 1737 или 1738

Место:

Москва, по другим сведениям село

Рождения:

Дольское близ Малоярославца

Смерть:

2 (13) августа 1799

Место смерти:

Санкт-Петербург

Работы и достижения

Работал в городах:

Санкт-Петербург, Москва

Архитектурный стиль:

Классицизм, псевдоготика

Важнейшие постройки:

Дом Пашкова (Московский румянцевский музей), Царицынский дворцово-парковый ансамбль, проект Михайловского замка, Владимирская церковь в Быково

Научные труды:

Полный перевод всех 10 книг архитектуры Витрувия

СОДЕРЖАНИЕ
Василий Иванович Баженов
Биография
Память
Здания, приписываемые отдельными авторами Баженову

Василий Иванович Баженов (1 (12) марта 1737 или 1738, Москва, по другим сведениям село Дольское близ Малоярославца — 2 (13) августа 1799, Санкт-Петербург) — российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Член Российской академии (1784).

Биография

Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711—1774). Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешёл в Академию художеств по ходатайству И.И. Шувалова. Здесь он показал свои способности к архитектуре в такой степени, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

Поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Собора св. Петра, учился гравированию.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество. Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерингофа. Однако ожидаемой должности не получил, взял увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне и Петровский дворец, построенный Казаковым, — его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели идиота им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела перестроить дворцы. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набирает учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весма есть много».

До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, т. н. Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжен в 1917, разобран в конце 1920-х годов), но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса К. И. Шпекле. Баженов же поступил в Артиллерию в конце 1766, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге.

Большой мост через овраг в Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено

Баженов, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сложным самолюбивым нравом, а так же сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывается дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Но, как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А.-Фр. Виолье, затем, в 1790-х годах к делу подключился В. Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренна и он же и был осуществлен.

По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Память

  • Улица Баженова (Липецк)
  • Улица Баженова (Казань)

Здания, приписываемые отдельными авторами Баженову

Просмотров: 12890

Создан: 2010-07-04

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
200
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
0